Восточные секреты изготовления духов были привезены в Европу крестоносцами. После чего рыцари и жены их с помощью экзотических средств могли маскировать зловония немытых тел. Они подвешивали на шею душистые шарики или зашивали в складки одежды ароматные подушечки. Именно алхимики изначально занимались изготовлением этой продукции. Первая гильдия парфюмеров была основана королевским указом в Париже на рубеже XII-XIII веков. Большое количество знаний было необходимо для создания новых рецептов. Можно вспомнить тот же роман «Парфюмер», в котором указано на то, что настоящему специалисту по изготовлению духов нужно быть одновременно и ремесленником, и аптекарем, и алхимиком, и торговцем. А так как очень много ароматических веществ использовались в лечебных целях, совсем не мешало быть еще и врачом. Именно с лечебной целью во время охватившей Европу в XIV веке эпидемии чумы, рекомендовалось жечь на улицах и в домах благовонья, а с собой носить ароматические шарики.
В очень популярной в XIV в. в Европе переводной книге арабского доктора и философа XI в. ибн-Бутлана "Шесть способов очищения здоровья" рассказывалось о технологии изготовления розовой воды.
Начиная с XII в. Венеция стала европейской столицей парфюмерии.
Здесь перерабатывались восточные пряности, импорт которых в Европу практически монополизировали венецианские купцы.
Парфюмеры разрабатывали всякие приспособления, предназначенные для освежения помещений с помощью запахов. Подвешивали к потолку «ленты из Брюгге», жгли в специальных печах дорогие пряные таблетки, изготовленные из заморского сырья. Очередным достижением в развитии парфюмерии стало появление «венгерской воды» в 1370 году. Она представляла собой смесь розового масла, лимона, флердоранжа, экстракта мяты и розмарина. Эта вода была изобретена по заказу венгерской королевы Эржебет неким отшельником. Не удалось тогда семидесятилетней королеве с помощью долгожданного аромата обольстить польского короля, но «венгерская вода» надолго сохранила свою популярность в Европе.
Благодаря великим географическим открытиям европейцы узнали о большом количестве новых ароматических веществ, привезенных с разных уголков планеты. Были разработаны новые специфические способы применения этих ароматов. Испанцы вымачивали кожаные перчатки в розовом масле, настоянном на лаванде и сандале, тем самым нейтрализовывали неприятный запах. Французский провансальский город Грас в XVI веке можно было назвать мировой столицей парфюмерии. Именно здесь и развернулись события известного романа «Парфюмер». Не далеко от города Грас располагался Монпелье, в университете которого работали лучшие европейские ученые-ботаники. Практически из любого растения они научились извлекать необходимые эфирные масла. Чуть позже французские ученые научились использовать сырье не только растительного происхождения, но и животного (железы циветты, экстракт которой придал парфюму аромат мускуса, жир кашалота - спермацет).
Сосуд в виде четырехглавого орла использовался для хранения духов. Индийский султанат Майсур (XVIII век)
Карнавальный костюм "Парфюмер". Франция. 1646 год.
Богатая природа Граса давала возможность добывать необходимое растительное сырье прямо на месте. Парфюмеры со своими подручными каждый день появлялись на местном рынке, что бы купить у женщин-продавцов только что собранные цветы жасмина, фиалки и розы. К двадцатому столетию около пятидесяти парфюмерных фабрик города ежедневно перерабатывали более 40 тонн роз. Настаивали собранные лепестки путем выкладывания их на раму со смесью очищенного свиного или говяжьего жира. Также распространенным способом изготовления парфюма была дистилляция при тщательном контроле температуры обработки сырья с целью сохранения в результате тонкости аромата. Еще один распространенный способ – медленное нагревание сырья на водяной бане на пару, в процессе чего удавалось эффективно выделять эфирные растительные масла. Нужно отметить, что данные методы очень схожи с методами современного парфюмерного производства. Только теперь большинство производственных процессов контролируют точные приборы. Такие старинные парфюмерные фирмы Граса, как «Фрагонар» или «парфюмерии Галлимар», существуют и работают в настоящее время. Музей парфюмерии, находящийся недалеко от самой старой парфюмерной фабрики города хранит экспонаты истории развития парфюмерии, продолжающейся уже более 50 веков.
До начала XIX века главным украшением духов были не флаконы, а коробки, в которых они хранились.
Парфюмерный магазин на парижском бульваре Севастополь. 1862 год.
Однако столицей французских духов принято считать Париж. Во времена правления короля Генриха VIII флорентийка Екатерина Медичи – его жена - переехала в Париж вместе со своим личным парфюмером - мэтром Рене. Наряду с мазями и духами, он также изготавливал и яды. Другие итальянские парфюмеры потянулись за ним в Париж. Все они стали востребованы у знатных парижан, так как в то время считалось модным иметь собственный неповторимый личный парфюм. Хотя многие парижане самостоятельно создавали ароматы, используя глину для приготовления душистых шариков, вымоченных в розовой воде, смешанной с мускусом и амброй. Специально для мадам Помпадур – фаворитки Людовика XV – было создано «масло Венеры». Оно содержало в своем составе ирис, розу и сандал. Женщина была убеждена, что именно этот запах волшебно влияет на чувственность уже немолодого короля.
Флакончики для духов. Швейцарские, британские, французские и итальянские мастера. Эмаль, драгоценные металлы. XIX век.
Вскоре соседняя Англия тоже заразилась модой на духи. Высший свет Лондона настолько проникся любовью к магическим способностям парфюма, что парламенту Англии в 1770 году пришлось издать закон, по которому брак считался недействительным, если женщина использовала «силу душистых вод» в целях обольщения мужчины. А ведь сам Шекспир призывал влюбленных пар обливаться мускусом для сохранения любовной страсти. Знаменитые парфюмерные фирмы: «Любен», «Убега», «Риго», являющиеся поставщиками духов во времена Людовика XVI, действуют и сегодня. Их наследники, пережив революцию, вернулись ко двору Наполеона. Сам император предпочитал созданную в начале XVIII столетия в Кельне «кельнскую воду», представляющую собой цветочный спиртовой настой. А экзотические смеси с ароматами корицы, ванили и гвоздики предпочитала его жена Жозефина. Наполеоновские маршалы, покупая в подарок духи для своих жен и подруг, обращали внимание, прежде всего на красоту упаковки. К тому моменту бутылочки, в которые разливались духи, изготавливались из цветного стекла, часто необычной или асимметричной формы. А для того, что бы избежать подделки, бутылочки запечатывали воском и ставили на нем собственную печать.